Как выбрать правильные кубики для ребёнка и почему они необходимы для развития
Есть много развивающих игр, в которых ведущая роль отводится зрительному восприятию. В них от ребёнка не требуется согласованных движений всех пальцев рук.
Но игрушки, в которых сочетаются наглядность и координация действия пальцев рук, ребёнку просто необходимы. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием
речи, а игры по составлению картинок из кубиков подходят для этого идеально.
Кубики из тех немногих игр, которые сопровождают детей всего мира столетиями. Почему? Да потому, что у такой простой деятельности — "складывание кубиков" — огромный развивающий потенциал.
Почему кубики так важны для развития ребёнка?
В раннем возрасте малыш знакомится с кубиками, на которых изображён объект целиком, и учится называть его. Так развивается активная речь.
При складывании изображения из кубиков развивается внимание.
Основа, на которой развивается мышление, — это восприятие. Ребёнок рассматривает изображение и изучает его.
А следующей ступенью его мыслительной деятельности становится анализ — умение выделять детали, по которым этот объект становится узнаваемым.
В современном аспекте кубики можно рассматривать как блоки, составляющие определённый объём информации — элементарный алгоритм.
Ребёнок усваивает его в игре, а осознаёт уже в школьном возрасте.
Очевидно, что раскрытие развивающего потенциала игр с кубиками невозможно без участия взрослого. И стимул к речевому и интеллектуальному развитию — это вопросы, задаваемые в процессе игры
Как играть с ребёнком в кубики?
Попросите ребёнка назвать изображение, которое он видит, затем спросите: что есть у изображённого объекта? (Например: у машины есть колёса, руль; у слона есть хобот; у зебры — полоски.)
Чтобы развивать умение ребёнка не только называть предметы, но и составлять предложения, задайте вопрос: "Что делает…?" (Например, поезд — едет, лев — рычит и т.д.)
Более сложным для малыша является вопрос "Как?". "Поезд едет как? — быстро или медленно? Лев рычит как? — громко или тихо?"
Для того чтобы закрепить усвоенные малышом слова, меняйте характер вопросов, начиная не с названия объекта, а с его описания:
"Отгадай загадку — у этого предмета есть крылья, он может летать. Что это?", или: "Это животное умеет рычать, у него есть грива — Кто это?"
Если ребёнок отвечает без затруднений, предложите ему самостоятельно загадать загадку.
Закройте картинки и попросите вспомнить, что вы собирали, это будет стимулировать развитие памяти.
Пять главных правила выбора кубиков для правильного развития ребёнка от 2 лет
После 2 лет ребёнок не просто узнаёт объект, он уже может составить целую картинку из нескольких частей. При этом существуют правила, по которым подбираются развивающие кубики.
1. Изображение предмета крупное, чёткое, без множества мелких деталей.
2. Фон рисунка однотонный, контрастный.
3. Перспектива в изображении не используется.
4. Обязательно наличие картинок—опор.
5. Желательно наличие поддончика для сборки.
Примером правильно выполненных кубиков можно считать "Умные кубики в поддончике" издательства "АЙРИС-Пресс".
И кроме того, у них есть ещё и сюрприз для малыша: если перевернуть собранные кубики, то на обратной стороне появится другая картинка.
Обращайте внимание на ещё одну особенность — хорошо, когда изображения на кубиках объединены общим признаком.
(Например: "Транспорт", "Домашние животные", "Игрушки"…) Такой подбор объектов обучает малыша классификации и усвоению обобщающих слов, т.е. понятий.
Необычные кубики для развития креативного мышления
Сейчас много говорят о востребованности креативного мышления — умения находить оригинальные, нестандарные решения для любой задачи.
Это более высокий уровень развития творческого мышления, приводящий к новым идеям и открытиям.
Возможность научиться мыслить по—новому дают фигурные кубики. На первый взгляд, обычный набор для составления изображения,
но ребёнку нужно догадаться, что целое изображение получится только тогда, когда один или два кубика "выйдут" за пределы привычной формы прямоугольника.
Это развитие не только креативного, но и пространственного мышления — действия с трёхмерными объектами в практическом и воображаемом плане.
Игры по составлению картинок из кубиков просто необходимы для обучения ребёнка дошкольного возраста.
Это и развитие внимания, памяти, креативного и пространственного мышления, речи, координированных движений пальцев рук,
умения действовать с трёхмерными объектами — то есть умений, обеспечивающих в будущем успешное обучение.
Прохорова Г.А., к.психол.н., руководитель кафедры дошкольного образования ГБОУ Школа № 950